К слову про слова «ИНВАЛИД»

В нашем государстве слово «инвалид» законодательно закреплено и определяет человека, у которого ограничены возможности его жизнедеятельности, и эти ограничения связаны с физическим, умственным, сенсорным или психическим здоровьем.

Слово «инвалид» в нашем обществе говорить принято, однако сами инвалиды его недолюбливают, да и мировая общественность уже давно отказалась от него, найдя массу благозвучных синонимов. Все просто: буквальный перевод слова «инвалид» (англ. invalid, фран. invalide, лат. invalidus) – означает «немощный», «бессильный». В мире это слово уже практически не употребляется по отношению к людям с ограничениями. Мировой стандарт предписывает называть сначала человека, а затем его особенность или болезнь.

Например, «ребенок с заиканием», а не «заика», или «мальчик с аутизмом», а не «аутист», и подобные примеры – «мужчина на коляске», «женщина с ампутацией»… Можно сказать общее – «ребенок с особенностями развития».

Кстати, словосочетание «люди с ограниченными возможностями здоровья» тоже не особо нравится людям с инвалидностью, и уж тем более не нужно воспитанному и тактичному человеку употреблять в своей речи такие слова как «неполноценный», «калека», «отсталый», «урод».

Так что, говоря с ребенком на тему инвалидности, применяйте тактичную терминологию, чтобы у него сразу закладывались верные формулы общения.

Иногда дети могут думать, будто люди с какими-то физическими ограничениями еще и не умны. Или не могут быть полезны обществу. Что никогда не смогут осуществить свои мечты. Или что инвалидность это болезнь, которой можно заразиться, если будешь общаться с тем, у кого она есть…

Существуют разные стереотипы и неверные представления об инвалидности, дети могут услышать их от своих ровесников на улице, в школе, додумать сами.

Следите, чтобы дети не верили в такие вещи, развенчивайте мифы, как только слышите их от детей.

Детям важно понимать, что с инвалидностью можно родиться, а можно ее приобрести в результате неосторожности и несчастных случаев. Что люди с инвалидностью умные и талантливые (Стивен Хокинг, Стиви Уандер), что они становятся спортсменами (Оскар Писториус), скалолазами (Эрик Вайхенмайер), героями (Алексей Маресьев) и президентами (как Франклин Рузвельт).

Все эти имена прекрасный пример, чтобы ребенок и сам мог подбодрить своего плохо видящего или не имеющего руки друга верить в себя.

Не позволяйте детям допускать шутки в адрес людей с инвалидностью.

Научите ребенка, как правильно вести себя, если он становится свидетелем издевательств других детей над ребенком-инвалидом (заступиться, позвать взрослых).

Научите извиняться, если сам нечаянно произнес обидное слово или сделал обидный поступок.

Готовя этот материал, мы ориентировались на родителей, которые и правда чувствуют замешательство, когда их дети проявляют любопытство к людям, отличающимся от них внешне. Когда хотят дружить с ребятами с диагнозом ДЦП или аутизм, с сильными дефектами речи, зрения. Одна наша знакомая мама рассказала нам однажды: «В торговом центре сын заметил мальчика с ДЦП, и я не нашла ничего лучше, как начать отвлекать его внимание и уводить в другую сторону. Мне было так стыдно, что я не знала, как себя вести в подобной ситуации, понадеялась, что сын забудет и не спросит. Но ведь все равно спросит, увидит другого ребенка…».