Какие вопросы могут задать дети о людях с инвалидностью и как на них ответить правильно

Информация об адаптивных средствах для людей с инвалидностью тоже может быть интересна детям:

 – Как они ездят на машинах?

 – Как ходят по улице, если ничего не видят?

 – Как ходят по маленькой квартире, в которой нельзя развернуться на коляске?

 – Кто им помогает, если они живут совсем одни?

 – Как общаются, если не умеют говорить?

Объясняйте ребенку, что парковочные места для инвалидов важно оставлять свободными, даже если некуда больше припарковаться;

– что нужно проявить терпение, если общественный транспорт, оборудованный спецподъемником, медленно загружает человека на коляске;

– что есть собаки, которые умеют помогать слепым людям;

– что каждый человек может помогать людям с инвалидностью, проявлять элементарное внимание и доброжелательность.

Не лишним будет выучить несколько слов на языке глухонемых, чтобы понять, какую именно помощь вы можете оказать, когда она им нужна.

Но не нужно думать, будто людям с инвалидностью все время нужна помощь от посторонних (кстати, советы о внимательности и доброжелательности здорово бы относить ко всем людям).

Во многих случаях они без помощи справляются со многими вещами. Поэтому в своих разговорах не делайте акценты на том, чем подружка вашей дочки, которая живет со слуховым аппаратом, отличается от подружки, которая хорошо слышит. Фокус внимания, если вы ратуете за сближение детей, должен лежать в поисках общих интересов и заслуг, не зависящих от физических преимуществ: обе хороши в математике, у всех троих прекрасное чувство стиля, Лена хорошо сочиняет стихи, а Катя рисует.

Вообще, дети гораздо естественнее и проще реагируют на детей с инвалидностью, если взрослые не демонстрируют установки страха или неловкости.

В общении и игре они настолько привыкают к своим друзьям, что могут забыться и позвать играть в догонялки.

В такие моменты они не хотят обидеть своего друга, напротив, это знак того, что дети воспринимают своего друга с инвалидностью как самого обыкновенного, такого же как они.

Вот несколько примеров вопросов, которые вам может задать ребенок, и примерная шпаргалка по ответам:

«Почему он был рожден таким?». Кто-то отвечает на этот вопрос, основываясь на собственных религиозных убеждениях. Но мы бы советовали обращаться к науке. Ведь можно просто и понятно ответить: «Когда малыш был у мамы в животике, в его развитии что-то пошло не так, никто не знает наверняка почему именно – но что-то сломалось в клеточках, и ножка перестала расти».

«Он станет взрослым или умрет раньше?» На такой сложный вопрос нужно уметь отвечать тактично. «Я не знаю, но уверен, что врачи делают все возможное, чтобы найти лекарство, которое позволит ему жить долго и счастливо».

«Он когда-нибудь сможет ходить?» Все зависит от ситуации. В некоторых случаях прогноз не так очевиден. И в таких случаях лучше отвечать честно: «Я не знаю. Но все хотят, чтобы он начал ходить и стараются как могут, врачи и ученые ищут лекарство, а он сам не падает духом, верит в лучшее. Давай тоже надеяться на лучшее для него».

Вечерами можно читать с ребенком книги о жизни, чувствах и поступках детей с инвалидностью. Они помогут вам донести до ребенка довольно глубокие мысли, почувствовать сострадание, проникнуться пониманием.