Основные психологические аспекты при

взаимодействии с людьми, имеющими

ограниченные возможности здоровья

Как мы их называем?

От того как мы называем человека зависит наше отношение к нему а, следовательно, и качество общения. Слова «инвалид», «больной», «паралитик» и подобные им имеют негативную окраску и провоцируют негативное, пренебрежительное, брезгливое отношение.

При общении выбирайте слова с нейтральными ассоциациями – «человек с травмой позвоночника», «неслышащий», «человек с инвалидностью».

 Слово «инвалид» можно использовать, только если внутреннее послание (смысл, который вы вкладываете) является позитивным: «инвалид» как «ЧЕЛОВЕК с инвалидностью», а не как «неполноценный» или «беспомощьный».

Как определить меру помощи?

Уточните у пациента или у его близких, каковы его реальные возможности. Если он умеет делать что-то сам, не следует навязывать ему в этом помощь. Опирайтесь на его возможности. Не инфантилизируйте пациента.

Как предложить помочь?

Прежде, чем помогать, спросите нужна ли ваша помощь. Если нужна, то узнайте какая и как ее оказать. Следуйте полученным инструкциям.

Как оказать эмоциональную поддержку?

Зачастую, сталкиваясь с человеком с инвалидностью, люди испытывают тревогу, растерянность и жалость. Это проявляется в их поведении и постоянно напоминает инвалиду, что он «не такой». Сложно бороться с недугом, снова научиться радоваться жизни, если сам человек и его окружение не верят в эту возможность. А ведь с инвалидностью жизнь не заканчивается. И лучшей помощью от тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие.

Как правильно общаться?

Разговаривая, обращайтесь непосредственно к человеку с инвалидностью, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Будьте доброжелательны, внимательны, терпеливы и вежливы.

При общении учитывайте специфику каждой категории пациентов, имеющих ограниченные особенности здоровья.