Правила общения с инвалидом по зрению

1.При сопровождении инвалида по зрению категорически запрещается держать его за руку или локоть! По технике безопасности и правилам приличия незрячий держится за локоть или плечо сопровождающего с правой стороны.

2.Касаться белой трости категорически запрещено! Это всё равно, что взять зрячего за глаз.

3.При спуске или подъёме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

4.Опишите коротко, где вы находитесь. Например, « В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках, порогах и т. п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.

5.Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он тотально слепой, а не к его зрячему сопровождающему.

6.Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте называть по имени того, к кому обращаетесь. Если передаёте слово незрячему собеседнику, назовите его вслух, кивать головой бесполезно, т. к. человек этого не увидит.

7.Называйте себя и других собеседников, присутствующих при встрече. Если хотите пожать руку, сначала скажите об этом.

8.Если Вы ненадолго отлучаетесь, предупредите об этом собеседника, не заставляйте его говорить в пустоту.

9.Нормально использовать слова «смотри», «видишь». Незрячие люди используют эти слова постоянно.

10.Если незрячий человек должен подписать документ, обязательно сначала прочитайте его вслух. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

11.Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом. Не сокращайте текст, если Вас об этом не просят.

12.Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, аудиофайл.

Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, предложите её в том виде, в котором она есть – это лучше, чем ничего. Возможно, человек сам найдёт способ ознакомиться с текстом.

13.Не стоит переводить тему, если разговор зашел о том, что, на первый взгляд, инвалидам недоступно. Например, путешествия, покупка модных вещей. Это ложное суждение! Все мы люди. Кстати, не бойтесь шутить, смех полезен!

14.Не извиняйтесь, если случайно сказали: «Увидимся». Когда передаете предмет, не нужно говорить: «Пощупай» и делать акцент на тактильном восприятии, скажите: «Посмотри». Дело в том, что для людей, не имеющих зрения, это означает «осязать, видеть руками».

15.Настроиться на понимание внутреннего состояния ослепшего.

а) ни в коем случае не затевать споры по поводу того, что Вы лучше знаете, как помочь незрячему;

б) словами, прикосновениями, действиями и поступками выражать свое понимание ситуации и желание помочь незрячему;

в) по поводу реакции на оплошности движения ослепшего использовать выражения только позитивной критики типа «Солдатом не рождаются, солдатами становятся», «Чтобы сделать дело, надо его начать», «Первую песенку зардевшись спеть» и т. д.

16.Снимать незначительную агрессию ослепшего:

а) выражением понимания чувств незрячего  «Я понимаю, что тебе сейчас обидно (больно, стыдно и т.д.)»;

б)позитивным обозначением поведения: «Ты нервничаешь, потому что ты устал(обиделся, расстроился и т.д.)»;

в)использованием простейших техник для снятия внутреннего напряжения (попить воды, подышать, посчитать, на несколько секунд затаить дыхание и т.п).

17.Акцентировать внимание на поведении ослепшего, а не на его личности.

а) негативная оценка личности незрячего, а не его поступков-одна из наиболее распространенных причин перехода разовых агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение.

б)  для закрепления агрессивного поведения у ослепшего есть одна главная причина – НЕРЕАБИЛИТИРОВАННОСТЬ (НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ  К  ЖИЗНИ) человека после потери зрения.

18.Контролировать собственные негативные эмоции и формировать у себя навыки:

– не подкреплять агрессивное поведение ни недавно ослепшего, ни свое;
– демонстрировать положительный пример в обращении со встречной агрессией;
– целенаправленно сохранять партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

19.Максимально ослаблять напряженную ситуацию.

Чтобы ослабить ситуацию напряжения, необходимо сознательно ИСКЛЮЧИТЬ из общения с недавно ослепшим следующее:

– повышение тона голоса;
-демонстрацию своей власти над незрячим;
– разговор «сквозь зубы», сарказм, насмешки над поведением ослепшего;
-активное настаивание на своей правоте, команды, жесткие требования, давление;
– втягивание в конфликт окружающих для поддержки своих позиций;
– нотации, проповеди;
– сравнения с другими.