Нужно ли и как говорить с детьми о детях и людях с инвалидностью
Лучший способ научить – показать на собственном примере ваше отношение к людям, которым не повезло со здоровьем.
Важно следить за своими реакциями, потому как дети их моментально считывают, даже если вы потом пытаетесь исправить ситуацию.
Не шарахайтесь от людей с особыми потребностями, не говорите ребенку «не смотри» или «пойдем быстрее». Напротив, будьте внутренне готовы оказать посильную помощь – придержать человеку дверь, перевести через дорогу, подать выпавшую из рук вещь…
Будьте готовы ответить на вопросы детей, почему некоторые люди ходят, двигаются, смотрят или говорят не так как они сами.
Иногда даже не обязательно ждать, когда ребенок задаст вопрос. Возьмите инициативу на себя, заметив любопытство вашего ребенка. Можете так и начать разговор: «Я заметил, что ты смотришь на девочку в большой коляске. Эта коляска называется инвалидным креслом, оно помогает девочке передвигаться, так как сама она не может – у нее, скорее всего, не «работают» ножки. Так бывает с людьми по многим причинам…».
Дальше, в зависимости от ситуации расскажите, какие причины могут привести к инвалидному креслу или потере зрения, слуха и так далее. Но только если ребенок действительно готов слушать!!! Возможно, в данный момент он не настроен говорить с вами о другом «странном» ребенке, он услышал первичную информацию и удовлетворился ею. Не продолжайте. Возможно, вечером, ребенок сам вспомнит девочку в коляске и спросит что-то еще о ней.
Не нужно проявлять преувеличенной жалости к незнакомому человеку или каким-то образом демонстрировать, что вам эта тема неприятна.
Избегайте излишней эмоциональности, чтобы не передать искаженные установки детям.
Да, к сожалению, не все люди умеют одинаково хорошо ходить или видеть, или слышать, или понимать. Общаться с ними можно и нужно.
Момент общения очень важен. Если в вашем кругу есть люди с инвалидностью, приветствуйте семейное общение с ними. И, кстати, пусть ребенок задает им вопросы о них самих, напрасно вы думаете, что вопросы детей могут выглядеть бестактными или обидными. Детьми движет обычное любопытство, желание понять, а не обидеть. Вопросы – гораздо лучше, чем избегающие взгляды.