Правила общения с инвалидами с нарушениями опорно-двигательной системы
1.Подойдите к инвалиду с нарушениями опорно-двигательной системы, расположитесь лицом к лицу с ним, представьтесь.
2.По возможности, постарайтесь, чтобы при общении ваши глаза находились примерно на одном уровне.
3.Прежде чем помогать, спросите, нужна ли ваша помощь. Если нужна, то узнайте, какая и как ее оказать. Следуйте полученным инструкциям.
4.Инвалидная коляска – неприкосновенное, личное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не передвигайте, не кладите на нее вещи без разрешения – любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.); не нужно брать эти средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью.
5.До перемещения (например, подъем по лестнице), спросите у пациента, есть ли у него спастика (при приступе, он может выпасть из кресла).
6.Начиная перемещать инвалидную коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Нельзя облокачиваться на нее, подталкивать ногами без разрешения;
7.Передвигая коляску держите ее за ручки сзади. Нельзя брать инвалидную коляску за поручни или подножки.
8.Препятствия преодолеваются под прямым углом, передней частью инвалидной колоски. Спуск с высоких бордюров осуществляется задней частью коляски.
9.По лестнице инвалидную коляску рекомендуется поднимать спиной, немного наклонив назад, чтобы обеспечить безопасное нахождение в ней пациента.
10.Спускать коляску рекомендуется передом, также наклонив назад, обеспечивая безопасность. При этом, спуск и подъем по лестнице должны страховать как минимум два сопровождающих.
11.Направляя куда-либо пациента в инвалидной коляске, убедитесь в отсутствии барьеров на пути его следования (лестницы, пороги, неровная поверхность пола, скаты, ширина дверей, наличие и работа лифтов). Если препятствия есть, предупредите пациента об этом, чтобы человек имел возможность заранее спланировать свой маршрут или сопроводите лично.
12.Необходимо всегда убеждаться в доступности мест, где запланированы мероприятия, узнавать, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить; при организации мероприятий (обедов, кофе-пауз и т.д.) с участием людей в инвалидных колясках исключить возможность употребления еды и напитков другими участниками стоя (возле стоек, высоких столиков и т.д.) Для удобства общения при приемах пищи (чтобы лица присутствующих оказались на одном уровне) необходимо гарантировать наличие стульев, скамеек, лавок и т.д.;
13.При выполнении обычных действий по самообслуживанию, люди с нарушениями функций верхних конечностей, как правило, используют имеющиеся (сохранные) возможности верхних конечностей либо их культей, протезов, а также пользуются специальными техническими средствами, насадками и пр.; при отсутствии рук или значительно выраженном нарушении их функций нередко приспосабливаются выполнять обычные для верхних конечностей функции нижними конечностями, ртом. Важно при взаимодействии с человеком с инвалидностью в таких случаях, не смущаясь, воспринимать эти действия как естественные.
14.Здороваясь, знакомясь с человеком с поражением верхних конечностей приемлемо пожать руку, воспользовавшись его сохранной рукой (правой или левой) либо действующим протезом.
15.Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
16.Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
17.Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
18.Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
19.Помните, что, как правило, у инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
20.Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения.
Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т. п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.