Основные психологические аспекты при
взаимодействии с людьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья
Как мы их называем?
От того как мы называем человека зависит наше отношение к нему а, следовательно, и качество общения. Слова «инвалид», «больной», «паралитик» и подобные им имеют негативную окраску и провоцируют негативное, пренебрежительное, брезгливое отношение.
При общении выбирайте слова с нейтральными ассоциациями – «человек с травмой позвоночника», «неслышащий», «человек с инвалидностью».
Слово «инвалид» можно использовать, только если внутреннее послание (смысл, который вы вкладываете) является позитивным: «инвалид» как «ЧЕЛОВЕК с инвалидностью», а не как «неполноценный» или «беспомощьный».
Как определить меру помощи?
Уточните у пациента или у его близких, каковы его реальные возможности. Если он умеет делать что-то сам, не следует навязывать ему в этом помощь. Опирайтесь на его возможности. Не инфантилизируйте пациента.
Как предложить помочь?
Прежде, чем помогать, спросите нужна ли ваша помощь. Если нужна, то узнайте какая и как ее оказать. Следуйте полученным инструкциям.
Как оказать эмоциональную поддержку?
Зачастую, сталкиваясь с человеком с инвалидностью, люди испытывают тревогу, растерянность и жалость. Это проявляется в их поведении и постоянно напоминает инвалиду, что он «не такой». Сложно бороться с недугом, снова научиться радоваться жизни, если сам человек и его окружение не верят в эту возможность. А ведь с инвалидностью жизнь не заканчивается. И лучшей помощью от тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие.
Как правильно общаться?
Разговаривая, обращайтесь непосредственно к человеку с инвалидностью, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Будьте доброжелательны, внимательны, терпеливы и вежливы.
При общении учитывайте специфику каждой категории пациентов, имеющих ограниченные особенности здоровья.